Информационный час «17 сентября - День народного единства»

(для учащихся начальных классов)

Цель: создание условий для осознания учащимися своей принадлежности к белорусскому народу, формирование ответственности и готовности действовать во благо своего Отечества, воспитание уважения к истории и традициям Республики Беларусь.

Задачи:

  • расширить знания о своей Родине; помочь осознать, что основа независимой страны зависит от сплочённости белорусского народа; раскрыть понятие «единство» через понятия «Родина», «дружба»;
  • формировать чувство гордости за достижения нашей страны;
  • содействовать воспитанию чувства любви и уважения к своей Родине.
  • развивать познавательную активность;

 

Оборудование: карта Беларуси, картинки людей разных народов, кленовые листья красного, жёлтого, зелёного цвета, книги «Беларусь – наша Радзіма», Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку»,  буквы разного размера для составления слов ГЕРБ, ГИМН, ФЛАГ, магниты, глобус, карточки со словами РОДИНА, НАРОД, БЕЛАРУСЬ, ЕДИНСТВО, букварь, Конституция Республики Беларусь, волшебная коробочка.

Ход:

  1. Организационный этап.

Звучит песня  И. Бейня «Беларусь мой дом»

Учащиеся входят в зал, рассаживаются  по местам.

2. Основной этап

Сообщение темы.

Ребята, сегодня у нас информационный час, посвящённый Дню народного единства.                                                                              

Беседа о нашей Родине .

Ребята, помогите, пожалуйста, прочитать слова  на доске:  РОДИНА, БЕЛАРУСЬ, НАРОД,  ЕДИНСТВО.

Ребята, это не просто слова, а очень важные слова для каждого человека.

Давайте разберёмся, что такое Родина? РОДИНА - это та страна, в которой человек родился, взрослел и к судьбе которой он небезразличен. Родина - это то место, в котором каждый человек ощущает себя маленькой частицей целого народа.                 

А что такое, малая Родина? "Малая Родина" – так человек может назвать деревню или город, в котором вырос.                                                            

Учитель читает стихотворение:

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растем,

И берёзки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идем.

 

Ребята, назовите, какое  прекрасное имя носит наша Родина? Давайте хором произнесём название нашей Родины.                                                                                                     

БЕЛАРУСЬ – страна, в которой мы живем, наша большая Родина.

На карце вялiкага свету,

Яна, як кляновы лiсток,

Песня гарачага лета,

Крынiчнай вады глыток.

(чтение стихотворения сопровождается показом на карте Беларуси)

Карта Республики Беларусь

Ребята, посмотрите и подумайте, на что похожа наша страна, изображённая на карте? (ответы детей) Правильно, она похожа на озеро, на кленовый листок. Нашу страну называют краем голубых озёр, краем зеленых лесов. А ещё её называют землёй под белыми крыльями. Почему? (ответы учащихся)

Кто знает самый главный город нашей страны? (Минск)                                                                                                                      

В этом городе, ребята, живёт наш президент. Как его зовут? (А.Г.Лукашенко.)                                                                                                                  

Игра с глобусом  «Я отправляюсь в путешествие».

Ребята, давайте сейчас поиграем и вспомним, какие города Беларуси вы знаете. Учитель дает детям глобус, задавая вопрос: «В какой город ты отправляешься в путешествие?»

Дети отвечают:

Я отправляюсь в путешествие в город…(Брест)

Я отправляюсь в путешествие в город…(Минск).

Беседа о единстве народа.

Ребята, кто живёт в городах, сёлах Беларуси? (люди, народ)

НАРОД – это жители страны. В нашей стране на протяжении столетий бок о бок живут представители различных национальностей, религий и культур.

(прикрепляются картинки в национальных костюмах на карту Беларуси)

Минутка интересных фактов

В нашей стране проживает 9, 5 млн. человек, 29 национальностей. Это не просто люди, они граждане нашей страны.  Каждый  гражданин обязан знать и соблюдать законы нашей страны. Основной закон нашей страны - Конституция Республики Беларусь. Она определяет, как строится и функционирует государство. В Конституции Республики Беларусь 8 разделов, 9 глав и 146 статей. Наиболее часто в Конституции повторяются слова: гражданин, закон, совет, право, Президент

(демонстрация основного закона)

Скажите, ребята, что обозначает слово единство? (Учащиеся высказывают свое мнение по данному вопросу).

ЕДИНСТВО - все люди нашей страны вместе, они живут дружно и едино. Благодаря единству белорусского народа наша страна независимая, процветающая. А вы знаете ребята, что есть такой праздник День народного единства? И мы, белорусы, отмечаем его 17 сентября.                                                                                                             

Беседа о государственной символике.

Каждый гражданин Республики Беларусь должен знать основные символы государства. Сейчас мы с вами вспомним их. Вам придётся немножко потрудиться.

Ребята, на доске прикреплены карточки с буквами. Расположите их в первом слове от самой большой до самой маленькой (слово  ФЛАГ)                           

Какого цвета наш флаг?                                                                             

(белый – цвет свободы, мудрости, чистоты;

 красный – знак солнца, счастливой жизни;

зелёный – цвет полей и лесов, белорусской природы;

орнамент – символизирует трудолюбие белорусов).

Расположите буквы во втором слове от самой большой до самой маленькой (слово   ГЕРБ)                          

Что вы видите на гербе нашей страны?                                                                                                            (Солнечные лучи над земным шаром, венок из колосьев, переплетённых цветами клевера и льна, колосья обвиты красной лентой. Он означает «наследство»)

Расположите буквы в третьем слове от самой большой до самой маленькой

(слово ГИМН)

А что такое гимн? (Торжественная песня, которую мы сегодня слышали на линейке, -это символ нашего государства. Гимн всегда слушают молча и стоя.)

Ребята, государственная символика РБ размещается на зданиях, сопровождает торжественные церемонии и праздничные мероприятия. В каждом кабинете нашей школы есть уголок государственной символики.    

Физкультминутка

Ребята, вы немножко устали. Давайте отдохнём.

Здравствуй, солнце золотое! (дети поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (Разводят руки в стороны)

Здравствуй, вольный ветерок! (Качают руками из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький дубок! (приседают)

Леса, реки и поля — это Родина моя. (Разводят руки в стороны)

 

Ребята, а на каком языке у нас разговаривают? (на белорусском и русском). В нашей стране есть школы, в которых преподают на русском языке и школы, в которых преподают на белорусском.

                   

 Игра «Переводчик».

Давайте проверим, как вы знаете белорусский язык, и поиграем в переводчиков. Ваша задача - перевести слова на белорусский язык. 

Родина - Радзіма,

язык- мова,

государство- дзяржава,

флаг – сцяг,

друзья – сябры

аист – бусел,

родители – бацькі,

учитель - настаўнік

Беседа о национальной гордости Беларуси

Ребята, мы живём с вами в независимой, процветающей стране. Все граждане страны своим трудом стремятся принести пользу, внести свой вклад в развитие нашей страны и её признание в мире. Нам есть, кем и чем гордиться!

Наши белорусские писатели Я. Купала и Я. Колас известны во всём мире. Они прославляли нашу Родину в своих произведениях.

Мы гордимся космонавтами, которые родились в Беларуси. Это Пётр Климук, Олег Новицкий.

Мы гордимся белорусскими спортсменами, которые отстаивают честь нашей страны на олимпиадах.

Наша страна славится во всём мире изделиями изо льна. Это скатерти, салфетки, полотенца, комплекты постельного и столового белья, одежда, сувенирные куклы.

Автобусы «МАЗ», самосвалы «БелАЗ», телевизоры «Витязь» и «Горизонт» известны не только в нашей стране, но и за пределами.  

Ребята, всё это мы имеем благодаря труду белорусского народа. Каждый взрослый человек работает, чтобы обеспечить свою семью, свою страну.  

Игра «Волшебная коробочка»

Сегодня мы говорили о РОДИНЕ. Предлагаю вам прочитать слова и раскрыть их значение из нашей волшебной коробочки, которые характеризуют нашу страну.

СИНЕОКАЯ (у нас много красивых рек, озер, в полях цветут синие васильки);

ЗЕЛЕНАЯ (много лесов, лугов и полей);

ЛУЧШАЯ (это наша Родина, страна, в которой мы живем);

ДРУЖЕЛЮБНАЯ (белорусы – дружелюбный и гостеприимный народ);

КРАСИВАЯ (у нас красивые города, деревни, улицы, площади);

ТРУДОЛЮБИВАЯ (в Беларуси живут люди, которые много трудятся и славятся результатами своего труда);

ЧУДЕСНАЯ (у нас много интересных и удивительных мест);

МАСТЕРОВАЯ (в Беларуси очень много мастеров, которые вышивают, плетут из лозы, рисуют и др.);

ЩЕДРАЯ (белорусская земля очень щедра, она дарит богатый урожай зерна, овощей и фруктов, ягод и грибов);

  1. Заключительный этап

Ребята вы ученики. Задумайтесь, сколько людей разных профессий помогали вам стать школьниками. Строители построили для вас это замечательное здание, рабочие мебельной парты сделали для вас столы и стулья, ткачи изготовили ткань для вашей одежды, а швеи её сшили. Обувщик смастерил для вас обувь. Авторы создали замечательные учебники. Мамы накормили вкусным завтраком. В школе встретил учитель. Так много людей трудилось, что невозможно перечислить всех, кто помогает вам учиться в школе.

Каждый взрослый человек работает, чтобы обеспечить свою семью, свою страну. А что вы, ребята, можете сделать для своей страны, для людей Беларуси сейчас? (хорошо учиться)

Ребята, от каждого из вас зависит будущее нашей страны. Мы хотим вам пожелать, чтобы вы старательно учились. Ведь наше единство в стремлении к знаниям. Только в единстве – сила народа.

Рефлексия.

Перед вами листочки. Выберите тот, который соответствует вашему настроению:

красный – радостное, торжественное;

жёлтый – приятное;

зелёный – спокойное.

Подарите свой листочек нашей Родине (прикрепляют к контурам Беларуси)

Посмотрите, какая красивая Беларусь получилась. Мы смело можем сказать «В единстве белорусского народа - основа независимой страны!».

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Бас Мария Николаевна