Шестой школьный день

Проект по организации шестого

школьного дня «Полезная суббота»

 

Актуальность проекта

Внимание к личности ребенка, его индивидуальности, раскрытие, развитие и реализация его способностей, личностных качеств обязывает искать эффективные подходы к организации воспитательного процесса в шестой школьный день. Каждый ребёнок имеет должен иметь как можно больше возможностей для развития, самоутверждения и самореализации, поэтому в шестой день недели обучающиеся могут принять активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление физического, психологического и морального здоровья, интеллектуального развития, гражданского становления, приобретать и развивать трудовые навыки.

Идея проекта состоит в том, чтобы через работу школьных объединений по интересам, спортивных занятий, внеклассных и общешкольных мероприятий, реализовать творческий потенциал ребенка, повысить уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствовать эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях, включить родителей в процесс воспитания личности ребенка.

Проект направлен на то, чтобы наполнить жизнь ученического коллектива многообразной по содержанию деятельностью, использовать формы массовой, коллективной, групповой, индивидуальной работы с учащимися, которые бы позволили каждому из них включиться в интересную и значимую для него деятельность.

Содержание проекта

Внимание к личности ребенка, его индивидуальности, раскрытие, развитие и реализация его способностей, личностных качеств обязывает искать эффективные подходы к организации воспитательного процесса. Субботние дни в большинстве своем стали днями развития, интеллектуального развития и личностного становления, позволяющими актуализировать творческие способности учащихся, сформировать у них устойчивый интерес к познавательной деятельности, целенаправленно и систематически укреплять физическое и психическое здоровье детей.  В учреждении проводится работа по содержательному наполнению свободного от учебы дня, наметилась определенная стабильность и системность в его организации. Однако острым стал вопрос, как увеличить процент посещаемости учащихся и их родителей шестого школьного дня, чтобы продолжать воспитывать привычку к содержательному досугу, здоровому образу жизни, вовлекать молодежь в творческую и социально значимую деятельность.

Для решения этой проблемы в школе для учащихся созданы условия для самовыражения и самоутверждения личности. Основными аспектами проекта являются включение школьника в активную общественную жизнь и осознание им основной социальной роли человека. Участие педагогов, учащихся, родителей, общественных организаций, совместное творчество и фантазия - главные принципы субботнего дня. Таким образом, воспитательная работа в 6-й день, является частью целостной системы воспитания школы, ориентирована на организацию активного отдыха, который способствует снижению усталости, укреплению здоровья школьников, интеллектуальному развитию и гражданскому становлению учащихся.

Цель проекта – создание единого воспитательного пространства в шестой школьный день, которое способствует личностному росту учащихся в их самоопределении, самоутверждении, самореализации в различных видах деятельности. А также создание условий в учреждении образования для разумной организации свободного времени учащихся, приобщению их к истинным ценностям: патриотизму, трудолюбию, состраданию, уважению народных и семейных традиций, заботе о своем здоровье.

Задачи:

  • создать модель организации шестого школьного дня для реализации воспитательных функций образовательного процесса в шестой школьный день;
  • содействовать творческому личностному развитию учащихся их самоопределении, самоутверждении, самореализации, опираясь на индивидуальные особенности личности;
  • расширить культурное пространство личности учащихся, развить его потенциал с помощью разнообразных видов организации воспитательного процесса в шестой школьный день.

Участники проекта: учащиеся 1 – 11 классов, педагоги, родители.

Сроки проведения: август 2024 года – май 2025 года.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап (август 2024)
  2. Определение направлений реализации проекта, создание творческих групп по каждому направлению.
  3. Обеспечение кадрового и материально-технического и информационного сопровождения проекта.
  4. Изучение вариантов сотрудничества с внешкольными учреждениями, способными оказать содействие в реализации проекта.
  5. Утверждение проекта педагогическим советом учреждения образования.
  6. Проектировочный этап
  7. Создание модели шестого школьного дня с соблюдением санитарно-гигиенических требований.
  8. Оформление стенда для учащихся «Шестой школьный день» Определение способов внутреннего контроля за выполнением проекта.
  9. Анализ и оценка полученных результатов контроля.
  • Практический этап (сентябрь 2024 – май 2025)
  1. Планирование и проведение мероприятий в соответствии с основными направлениями проекта.
  2. Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях шестого школьного дня.
  3. Взаимодействие с первичной организацией ПО ОО БРСМ.
  4. Подготовка презентаций, фотоотчётов, размещение на школьном сайте информации о наиболее интересных мероприятиях в шестой школьный день.
  5. Организация мониторинга уровня воспитанности и социализации учащихся. Рассмотрение вопроса на совещании при заместителе директора по учебно-воспитательной работе.
  6. Обобщающе-рефлексивный этап (май 2025)
  7. Анализ итогов реализации проекта и полученного опыта.
  8. Анкетирование учащихся и их законных представителей по выявлению степени удовлетворенности проведением шестого школьного дня.
  9. Обобщение накопленного опыта, оформление информационно-методического бюллетеня по теме проекта.
  10. Круглый стол с участием учителей, родительского и ученического актива «Что дал проект семье и школе?»
  11. Подведение итогов работы над проектом на педагогическом совете.                                                                                                          

Содержание проекта строится на следующих принципах:

  • Принцип коллективной деятельности;
  • Принцип учета возрастных особенностей;
  • Принцип опоры на национальные и местные традиции;
  • Принцип опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей;
  • Принцип связи с реальной жизнью;
  • Принцип сотворчества;
  • Принцип культуросообразности;
  • Единства, взаимосвязи, интеграции различных форм работы с детьми;
  • Педагогической поддержки детских инициатив, создание ситуации успеха.

Механизм реализации проекта

Модель организации и проведения шестого школьного дня в учреждении состоит из:

  1. Управляющей модели организации шестого школьного дня;
  2. Модель взаимодействия в шестой школьный день;
  3. Модель пространственной организации.

Взаимодействие учитель – ученик – семья выступает как процесс сотворчества, который создает условия для всестороннего развития учеников, учителей, отцов, формирует отношения сотрудничества между ими. Фундамент этого сотворчества складывает совместная деятельность, в процессе которой осуществляется взаимодействие ребят на основании их личных возможностей. При этом возникает чувство принадлежности к общему делу, нужда в сношениях, понимание и переживание себя и других.

Для качественной организации шестого школьного дня в школе создана управляющая модель. Данная модель способствует созданию в учреждении определённой системы воспитательной работы в целом.

Управляющая модель организации шестого школьного дня

Вся модель подчиняется определенной общей теме. Исходя из данной темы все центры планируют свою работу в шестой школьный день. Данная модель помогает подойти к организации шестого школьного дня из позиции не только общей темы, но и помогает раскрыть данную тему из разных направлений организации воспитательной работы в школе.

Модель пространственной организации

Данные модели будут способствовать тому, что то большое количество свободного времени, которое появляется у учащихся в субботу будет использовано в разумных целях, будет носить конструктивный характер. Данная модель организации шестого школьного дня способствует выполнению индивидуальной траектории воспитания особы каждого учащегося.

Основной целью деятельности является организация работы учащихся, педагогов и родителей по разработке и реализации проекта в разных возрастных группах.

Задачи центра по планированию и организации шестого школьного дня:

  1. Инициировать информационные, творческие, образовательные, познавательные, социально значимые, игровые проекты для реализации на 1, 2 и 3 ступенях общего среднего образования.
  2. Оказывать методическую, организационную, психологическую помощь участникам проекта.
  3. Обеспечивать сотрудничество и сотворчество с родителями в процессе реализации проекта.
  4. Способствовать повышению уровня воспитанности учащихся и улучшению эмоционального климата в семьях учащихся посредством включения духовно-нравственного компонента в систему воспитательной деятельности учреждения образования и в семейное воспитание.

Ожидаемые результаты

  • Повышение качества воспитания учащихся;
  • Привлечение максимального количества учащихся к мероприятиям в шестой школьный день;
  • Снижение уровня противоправных поступков в подростковой среде;
  • Повышение заинтересованности родителей в разумной организации досуга детей, в сотрудничестве со школой;
  • Усвоение учащимися ценностей общества, в котором они живут, повышение интереса к белорусской истории, народной культуре понимании ими истинных ценностей;
  • Снижение уровня заболеваемости учащихся, повышение их двигательной активности, формирование культуры здоровья и негативного отношения к вредным и пагубным привычкам, потребности быть здоровым;
  • Освоение педагогами эффективных технологий, инновационных методик воспитания, основных, в том числе, на принципах народной педагогики.
  • Налаживание более тесных контактов школы и семьи.
  • Совершенствование системы патриотического воспитания, формирование лидерских качеств и продвижение собственных инициатив в рамках взаимодействия с общественными объединениями: ОО «БРСМ», ОО «БРПО»;
  • Обеспечение социально-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса, психологической помощи при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры.

 

Список использованных источников

  1. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы. (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 №16).
  2. Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь.- 2008.- №21.- С.11-54.
  3. Бесова М.А., Старовойтова Т.А. Шестой школьный день-  день игры, познания, труда, общения.-Мозырь: ООО ИД “Белый ветер”, 2009.
  4. Планирование воспитательной работы в классе и ее учет: Методические рекомендации // Праблемы выхавання. – Веснік адукацыі. – 2003. - №3-4. – С.38-53.
  5. В помощь педагогу-организатору. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
  6. Волохова Н.Г. и др. Сценарии школьных праздников. Часть I.  -М.:Центр «Педагогический поиск», 2002.
  7. Гребенкина  Л.К. и др. Сценарии классных часов. Части I-II.  -  М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
  8. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.
  9. Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании.  -  М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 

План работы ў шосты школьны дзень

на першае паўгоддзе 2024/2025 навучальны год

 

МЭТА: стварэнне аптымальных умоў для рэалізацыі творчых і інтэлектуальных здольнасцей, захаванне і ўмацаванне фізічнага і псіхічнага здароўя вучняў у свабодны ад вучобы дзень.

ЗАДАЧЫ:

садзейнічаць якаснаму правядзенню вольнага часу ў шосты школьны дзень;

развіваць творчыя інтарэсы і здольнасці вучняў;

умацоўваць сувязі паміж сям’ёй і школай, далучаць бацькоў да ўдзелу ў мерапрыемствах шостага дня.

 

Дата

Мерапрыемствы

Удзель-нікі

Адказныя

07.09

Дзень грамадзянскага і патрыятычнага, духоўна-маральнага выхавання

Гульня “Мы родам з Беларусі”

Інфарм-дайджэст “Хто такі патрыёт?”

Пазнавальная гадзіна “Дзень беларукай пісьменнасці»

 

2-4

5-8

9-11

 

Бабчанік Т.І.

Харавец В.М.

Мацюшок Т.С.

14.09

Дзень прапаганды здаровага ладу жыцця  

Спартыўныя спаборніцтвы: легкаатлетычны крос

Экскурсія “Рэцэпты здаровага ладу жыцця”

 

1-7

8-11

 

Прылуцкі Э.М.

Козел Ж.І.

21.09

Дзень працоўнага выхавання і прафесійнай арыентацыі 

Аўкцыён ідэй “Свет прафесій і тваё месца ў ім”

Прагляд кінафільма аб стваральнай працы “Пяць дзён”  (з абмеркаваннем)

 

1-6

6-11

 

Хоміч Л.В.

Ермоліч В.І.

28.09

Дзень узаемадзеяння з сям’ёй     

Наведванне сем’яў вучняў з мэтай вывучэння ўмоў жыцця

 

1-11

 

Класныя кіраўнікі

05.10

Дзень грамадзянскага і патрыятычнага, духоўна-маральнага выхавання

Конкурс малюнкаў “Добрыя справы”

Прагляд кінафільма з наступным абмеркаваннем “Песня ветру” (праект “Кінаўрокі ў школах свету”)

1-4

5-9

Лукша С.В.

Харавец В.М.

12.10

Дзень прапаганды здаровага ладу жыцця     

Эстафета “Усе на старт”

Круглы стол “Здаровы дух”

 

1-11

5-11

 

Прылуцкі Э.М. 

Прылуцкая Н.У.

19.10

Дзень працоўнага выхавання і прафесійнай арыентацыі      

Экскурсія “Аддзяленне паштовай сувязі”

Віктарына “Краіна прафесій”

 

1-5

6-11

 

Козел Я.С.

Козел Ж.І.

26.10

Дзень узаемадзеяння з сям’ёй                    

Трансляцыя сямейных традыцый “А ў нас…”

Гістарычная гадзіна “След маёй сям'і ў гісторыі Перамогі” (да 80-годдзя Перамогі)

 

1-5

6-11

 

Хоміч Л.В.

Калоша А.П.

02.11

Дзень грамадзянскага і патрыятычнага, духоўна-маральнага выхавання

Выстава-экскурсія “Генацыд беларускага народа”

Турнір знаўцаў “Мы - беларусы!”

 

6-11

1-5

 

Калоша А.П.

Бабчанік Т.І.

09.11

Дзень прапаганды здаровага ладу жыцця     

Спартыўнае свята “Дужыя, лоўкія, смелыя”

Відэалектар “Здаровым быць выдатна”

 

1-6

7-11

 

Прылуцкі Э.М.

ВабішчэвічН.Р.

16.11

Дзень працоўнага выхавання і прафесійнай арыентацыі       

Майстэрня “Горад Майстроў”

Прэзентацыя “Мае здольнасці, мае захапленні”

 

1-5

9-11

Лукша С.В.

Мацюшок Т.С.

23.11

Дзень узаемадзеяння з сям’ёй    

Інфарм-дайджэст “Як гэта было”

Квэст-гульня “Наша класная сям'я”

 

1-11

 

Вабішчэвіч Н.Р,

класныя кіраўнікі

30.11

Дзень падвядзення вынікаў

Прагляд фільма “Там, дзе мараць мядзведзі” (з наступным абмеркаваннем, праект “Кінаўрокі ў школах свету”)

Класныя сходы “Нашы дасягненні”

 

1-11

 

1-11

 

 Класныя кіраўнікі

 

Класныя кіраўнікі

07.12

Дзень грамадзянскага і патрыятычнага, духоўна-маральнага выхавання  

Гульнявы турнір “Пазнаёмся бліжэй з Радзімай”

Прагляд фільма з наступным абмеркаваннем “Сядай побач, Мішка” (да 80-годдзя Перамогі)

 

1-9

1-6

 

Бабчанік Т.І.

Харавец В.М.

14.12

Дзень прапаганды здаровага ладу жыцця     

Спартыўныя гульні “Узімку гуляй, пра бяспеку не забывай”

Першынства школы па шахматах і шашках

 

1-4

5-11

 

Козел Я.С.

Прылуцкі Э.М.

21.12

Дзень працоўнага выхавання і прафесійнай 

Акцыя “Чысціня - заклад здароўя”

 

1-11

 

Класныя кіраўнікі

28.12

Дзень узаемадзеяння з сям’ёй        

Конкурс малюнкаў “Мая любімая сям'я”

Прагляд фільма з абмеркаваннем “Тры сонцы” аб якасці чалавека “павага” (праект “Кінаўрокі ў школах свету”)

 

1-11

 

Прылуцкая Н.У Вабішчэвіч НР.